Задачи на смеси и сплавы — очень частый вид задач на ЕГЭ по химии. Они требуют чёткого представления о том, какие из веществ вступают в предлагаемую в задаче реакцию, а какие нет.
О смеси мы говорим тогда, когда у нас есть не одно, а несколько веществ (компонентов), «ссыпанных» в одну емкость. Вещества эти не должны взаимодействовать друг с другом.
Типичные заблуждения и ошибки при решении задач на смеси.
- Попытка записать оба вещества в одну реакцию.Вот одна из распространенных ошибок:
«Смесь оксидов кальция и бария растворили в соляной кислоте…»Многие выпускники пишут уравнение реакции так:
Это ошибка. Ведь в этой смеси могут быть любые количества каждого оксида!
А в приведенном уравнении предполагается, что их равное количество. - Предположение, что их мольное соотношение соответствует коэффициентам в уравнениях реакций.Например:
Количество цинка принимается за , а количество алюминия — за (в соответствии с коэффициентом в уравнении реакции). Это тоже неверно. Эти количества могут быть любыми и они никак между собой не связаны. - Попытки найти «количество вещества смеси», поделив её массу на сумму молярных масс компонентов.Это действие вообще никакого смысла не имеет. Каждая молярная масса может относиться только к отдельному веществу.
Часто в таких задачах используется реакция металлов с кислотами. Для решения таких задач надо точно знать, какие металлы с какими кислотами взаимодействуют, а какие — нет.
Необходимые теоретические сведения.
Способы выражения состава смесей.
- Массовая доля компонента в смеси— отношение массы компонента к массе всей смеси. Обычно массовую долю выражают в %, но не обязательно.
где – “омега”, массовая доля компонента в смеси, – масса компонента, – масса смеси - Мольная доля компонента в смеси — отношение числа моль (количества вещества) компонента к суммарному числу моль всех веществ в смеси. Например, если в смесь входят вещества
, и , то:
где – “хи”, мольная доля компонента в смеси, – число моль (количество вещества) компонента А - Мольное соотношение компонентов.Иногда в задачах для смеси указывается мольное соотношение её составляющих. Например:
- Объёмная доля компонента в смеси (только для газов)— отношение объёма вещества А к общему объёму всей газовой смеси.
где – “фи”, объёмная доля компонента в смеси, – объём вещества А, – общий объём всей газовой смеси
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au |
Реакции металлов с кислотами.
- С минеральными кислотами, к которым относятся все растворимые кислоты (кроме азотной и концентрированной серной, взаимодействие которых с металлами происходит по-особому), реагируют только металлы, в электрохимическом ряду напряжений находящиеся до (левее) водорода.
- При этом металлы, имеющие несколько степеней окисления (железо, хром, марганец, кобальт), проявляют минимальную из возможных степень окисления — обычно это
. - Взаимодействие металлов с азотной кислотой приводит к образованию, вместо водорода, продуктов восстановления азота, а с серной концентрированной кислотой — к выделению продуктов восстановления серы. Так как реально образуется смесь продуктов восстановления, часто в задаче есть прямое указание на конкретное вещество.
Продукты восстановления азотной кислоты.
Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот | ||||
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислотаНеметаллы + конц. кислота | Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота |
Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют: | ||||
Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации: |
Продукты восстановления серной кислоты.
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислотаНеметаллы + конц. кислота | Щелочноземельные металлы + конц. кислота | Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота. | Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная) | |
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют: | ||||
Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации: |
Реакции металлов с водой и со щелочами.
- В воде при комнатной температуре растворяются только металлы, которым соответствуют растворимые основания (щелочи). Это щелочные металлы (
), а также металлы IIA группы: . При этом образуется щелочь и водород. При кипячении в воде также можно растворить магний. - В щелочи могут раствориться только амфотерные металлы: алюминий, цинк и олово. При этом образуются гидроксокомплексы и выделяется водород.
Примеры решения задач.
Рассмотрим три примера задач, в которых смеси металлов реагируют с соляной кислотой:
Пример 1. При действии на смесь меди и железа массой 20 г избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.
В первом примере медь не реагирует с соляной кислотой, то есть водород выделяется при реакции кислоты с железом. Таким образом, зная объём водорода, мы сразу сможем найти количество и массу железа. И, соответственно, массовые доли веществ в смеси.
Решение примера 1.
- Находим количество водорода:
моль. - По уравнению реакции:
Количество железа тоже 0,25 моль. Можно найти его массу: г. - Теперь можно рассчитать массовые доли металлов в смеси:
Ответ:
Пример 2. При действии на смесь алюминия и железа массой 11 г избытком соляной кислоты выделилось 8,96 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.
Во втором примере в реакцию вступают оба металла. Здесь уже водород из кислоты выделяется в обеих реакциях. Поэтому прямым расчётом здесь нельзя воспользоваться. В таких случаях удобно решать с помощью очень простой системы уравнений, приняв за
Решение примера 2.
- Находим количество водорода:
моль. - Пусть количество алюминия —
моль, а железа моль. Тогда можно выразить через и количество выделившегося водорода: – мольное соотношение - Нам известно общее количество водорода:
моль. Значит, (это первое уравнение в системе). - Для смеси металлов нужно выразить массычерез количества веществ.
Значит, масса алюминия
масса железа
а масса всей смеси (это второе уравнение в системе). - Итак, мы имеем систему из двух уравнений:
Решать такие системы гораздо удобнее методом вычитания, домножив первое уравнение на 18: и вычитая первое уравнение из второго: моль моль - Дальше находим массы металлов и их массовые доли в смеси:
г г
соответственно,
Ответ:
Пример 3. 16 г смеси цинка, алюминия и меди обработали избытком раствора соляной кислоты. При этом выделилось 5,6 л газа (н.у.) и не растворилось 5 г вещества. Определить массовые доли металлов в смеси.
В третьем примере два металла реагируют, а третий металл (медь) не вступает в реакцию. Поэтому остаток 5 г — это масса меди. Количества остальных двух металлов — цинка и алюминия (учтите, что их общая масса 16 − 5 = 11 г) можно найти с помощью системы уравнений, как в примере №2.
Ответ к Примеру 3: 56,25% цинка, 12,5% алюминия, 31,25% меди.
Следующие три примера задач (№4, 5, 6) содержат реакции металлов с азотной и серной кислотами. Главное в таких задачах — правильно определить, какой металл будет растворяться в ней, а какой не будет.
Пример 4. На смесь железа, алюминия и меди подействовали избытком холодной концентрированной серной кислоты. При этом часть смеси растворилась, и выделилось 5,6 л газа (н.у.). Оставшуюся смесь обработали избытком раствора едкого натра. Выделилось 3,36 л газа и осталось 3 г не растворившегося остатка. Определить массу и состав исходной смеси металлов.
В этом примере надо помнить, что холодная концентрированная серная кислота не реагирует с железом и алюминием (пассивация), но реагирует с медью. При этом выделяется оксид серы (IV).
Со щелочью реагирует только алюминий — амфотерный металл (кроме алюминия, в щелочах растворяются ещё цинк и олово, в горячей концентрированной щелочи — ещё можно растворить бериллий).
Решение примера 4.
- С концентрированной серной кислотой реагирует только медь, число моль газа:
моль (конц.)
(не забудьте, что такие реакции надо обязательно уравнивать с помощью электронного баланса)
Так как мольное соотношение меди и сернистого газа , то меди тоже моль.
Можно найти массу меди: г. - В реакцию с раствором щелочи вступает алюминий, при этом образуется гидроксокомплекс алюминия и водород:
- Число моль водорода:
моль,мольное соотношение алюминия и водорода и, следовательно, моль.
Масса алюминия: г - Остаток — это железо, массой 3 г. Можно найти массу смеси:
г. - Массовые доли металлов:
Ответ:
Пример 5. 21,1 г смеси цинка и алюминия растворили в 565 мл раствора азотной кислоты, содержащего 20 мас. % НNО3 и имеющего плотность 1,115 г/мл. Объем выделившегося газа, являющегося простым веществом и единственным продуктом восстановления азотной кислоты, составил 2,912 л (н.у.). Определите состав полученного раствора в массовых процентах. (РХТУ)
В тексте этой задачи чётко указан продукт восстановления азота — «простое вещество». Так как азотная кислота с металлами не даёт водорода, то это — азот. Оба металла растворились в кислоте.
В задаче спрашивается не состав исходной смеси металлов, а состав получившегося после реакций раствора. Это делает задачу более сложной.
Решение примера 5.
- Определяем количество вещества газа:
моль. - Определяем массу раствора азотной кислоты, массу и количество вещества растворенной
: г г моль
Обратите внимание, что так как металлы полностью растворились, значит — кислоты точно хватило (с водой эти металлы не реагируют). Соответственно, надо будет проверить, не оказалась ли кислота в избытке, и сколько ее осталось после реакции в полученном растворе. - Составляем уравнения реакций (не забудьте про электронный баланс) и, для удобства расчетов, принимаем за
— количество цинка, а за — количество алюминия. Тогда, в соответствии с коэффициентами в уравнениях, азота в первой реакции получится моль, а во второй — моль: - Тогда, учитывая, что масса смеси металлов
г, их молярные массы — г/моль у цинка и г/моль у алюминия, получим следующую систему уравнений: – количество азота – масса смеси двух металлов
Решать эту систему удобно, домножив первое уравнение на 90 и вычитая первое уравнение их второго. значит, моль значит, моль
Проверим массу смеси: г. - Теперь переходим к составу раствора. Удобно будет переписать реакции ещё раз и записать над реакциями количества всех прореагировавших и образовавшихся веществ (кроме воды):
- Следующий вопрос: осталась ли в растворе азотная кислота и сколько её осталось?По уравнениям реакций, количество кислоты, вступившей в реакцию:
моль,
т.е. кислота была в избытке и можно вычислить её остаток в растворе: моль. - Итак, в итоговом растворесодержатся:
нитрат цинка в количестве моль: г
нитрат алюминия в количестве моль: г
избыток азотной кислоты в количестве моль: г - Какова масса итогового раствора?Вспомним, что масса итогового раствора складывается из тех компонентов, которые мы смешивали (растворы и вещества) минус те продукты реакции, которые ушли из раствора (осадки и газы):
Массановогораствора | = | Сумма масссмешиваемых растворов и/или веществ | – | Масса осадков | – | Масса газов |
- Тогда для нашей задачи:
= масса раствора кислоты + масса сплава металлов — масса азота г г- Теперь можно рассчитать массовые доли веществ в получившемся растворе:
Ответ:
Пример 6. При обработке г смеси меди, железа и алюминия избытком концентрированной азотной кислоты выделилось л газа (н.у.), а при действии на эту смесь такой же массы избытка хлороводородной кислоты — л газа (н.у.). Определите состав исходной смеси. (РХТУ)
При решении этой задачи надо вспомнить, во-первых, что концентрированная азотная кислота с неактивным металлом (медь) даёт
Ответ к примеру 6:
Задачи для самостоятельного решения.
1. Несложные задачи с двумя компонентами смеси.
1-1. Смесь меди и алюминия массой
1-2. Смесь меди и цинка массой
1-3. Смесь магния и оксида магния массой
1-4. Смесь цинка и оксида цинка массой
1-5. При действии смеси порошков железа и цинка массой
1-6. Какая масса
1-7. При растворении в разбавленной азотной кислоте
1-8. При растворении
2. Задачи более сложные.
2-1. Смесь кальция и алюминия массой
2-2. Для растворения
2-3. При растворении
2-4. При взаимодействии железа массой
2-5. Чему была равна массовая доля калия в его смеси с литием, если в результате обработки этой смеси избытком хлора образовалась смесь, в которой массовая доля хлорида калия составила
2-6. После обработки избытком брома смеси калия и магния общей массой
2-7. Смесь лития и натрия общей массой
2-8. Сплав алюминия с серебром обработали избытком концентрированного раствора азотной кислоты, остаток растворили в уксусной кислоте. Объемы газов, выделившихся в обеих реакциях измеренные при одинаковых условиях, оказались равными между собой. Вычислите массовые доли металлов в сплаве.
3. Три металла и сложные задачи.
3-1. При обработке
3-2.
3-3. Железные, цинковые и алюминиевые опилки смешаны в мольном отношении
3-4. Сплав меди, железа и цинка массой
3-5.
3-6. При обработке смеси цинка, меди и железа избытком концентрированного раствора щелочи выделился газ, а масса нерастворившегося остатка оказалась в
3-7. Имеется смесь кальция, оксида кальция и карбида кальция с молярным соотношением компонентов
3-8. Смесь хрома, цинка и серебра общей массой
Ответы и комментарии к задачам для самостоятельного решения.
1-1.
1-2.
1-3.
1-4.
1-5.
1-6.
1-7.
1-8.
2-1.
2-2.
2-3.
2-4.
2-5.
2-6.
2-7.
2-8.
3-1.
3-2.
3-3.
3-4.
3-5.
3-6.
3-7.